Для реализации образовательного процесса в школе оборудовано 28 учебных кабинетов, в том числе специализированные классы (кабинет химии, физики, технологии). Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием, наглядными пособиями и дидактическими материалами для проведения занятий.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
О создании материально-технических условий, обеспечивающих безбарьерный доступ к образовательному процессу:
- учебные кабинеты доступны для обучения со всеми видами ограниченных возможностей здоровья
- учебные классы оснащены электронным оборудованием, необходимым для обучения учеников-инвалидов по слуху, зрению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата
МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ» состоит из 2 корпусов объединенных общим переходом.
В здании начальной школы обучаются дети с 1 по 4 классы. Площадь здания составляет 1 172,40 м2, год постройки 1983. В учебном центре обучаются дети с 5 по 11 классы. Площадь здания составляет 4 809,5 м2., год постройки 2001.
Вход на территорию образовательной организации имеет беспрепятственный проход с проезжей части.
При входе на территорию с правой стороны информационная стойка с поручнем, информация предоставлена со шрифтом Брайля.
Крыльцо, входная зона оборудована:
- информационной тактильной табличкой с наименованием и графиком работы учреждения с шрифтом Брайля;
- информационное цветовое табло;
- стеклянные двери маркированы контрастной лентой желтого цвета;
- на дверях установлены ручки – скобы контрастного желтого цвета;
- пандусом с системой вызова помощника.
На ступеньках главного входа выложено противоскользящее покрытие, в тамбуре контрастное покрытие "антикаблук".
На 1 этаже установлена бегущая строка.
В здании образовательной организации имеется съемный пандус для перемещения инвалидов-колясочников по первому этажу.
В наличии лестничный гусеничный подъёмник, с помощью которого маломобильные люди, использующие инвалидную коляску без проблем могут преодолевать лестничные марши.
В наличии сменная кресло- коляска.
Первые и последние ступени лестницы каждого пролета промаркированы контрастной желтой полосой для обозначения её габаритов.
На стенах в здании наклеены тактильные таблички со шрифтом Брайля, тактильные знаки.
На 1, 2, 3 этажах расположены светонакопительные мнемосхемы планов эвакуации со шрифтом Брайля.
19 помещений оснащены световыми маяками.
Наличие 1 сотрудника, предоставляющих услуги инвалидам, прошедших инструктирование и обучение по вопросам, связанных с обеспечением их доступности и оказанием при этом помощи инвалидам, и владеющих необходимыми для этого знаниями и навыками.
Помещение библиотеки приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека расположена на втором этаже начальной школы. Абонемент, хранилище и читальный зал находятся в одном помещении. Библиотека укомплектована необходимой мебелью. В читальном зале 21 посадочное место, в том числе оснащены персональными компьютерами - 2, из них с доступом к Интернету-1.
Фонд библиотеки насчитывает:
24986 экземпляров основного фонда;
из них:
8952 экземпляров учебников
628 экземпляров учебных пособий;
Для физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для детей-инвалидов в школе имеются 2 спортивных зала и 1 тренажёрный зал.
На территории школы расположены полоса препятствий и уличные спортивные тренажеры: турник, рукоход.
На территории образовательной организации созданы материально-технические условия, обеспечивающие безбарьерный доступ к образовательному процессу
Рассадка детей с ОВЗ и инвалидов производится с учетом роста, наличия заболеваний органов дыхания, слуха и зрения, а также с учетом особенностей физического развития учеников при расположении парт или столов в соответствии с пп. 2.3 и 2.4. СП 2.4.3648–20. Мебель в классах, где обучаются дети с ОВЗ и инвалиды, приспособлена к особенностям их психофизического развития, индивидуальным возможностям и состоянию здоровья согласно п. 2.4.3 СП 2.4.3648–20.
В образовательной деятельности школы используются следующие средства обучения, предназначенные в том числе и для использования лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные (интерактивные доски, мультимедиа –проекторы);
- печатные (учебники, учебные и методические пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
- аудиовизуальные (слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски;
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- тренажеры и спортивное оборудование.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение обучающегося через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
С сотрудниками школы проводится разъяснительная работа по вопросам организации учебного процесса и общения со инвалидами-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны специальные Методические рекомендации для преподавателей по работе с инвалидами и лицами с ОВЗ. В рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающимся всех форм обучения преподаются вопросы, касающиеся видов инвалидности, основных соматических и психических расстройств при них, обсуждаются различные аспекты комплексного сопровождения и реабилитации
Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий)
Информационная база школы оснащена:
- электронной почтой;
- локальной сетью;
- выходом в Интернет;
- разработан и действует школьный сайт.
В школе функционирует локальная сеть. Все компьютеры школы соединены в локальную сеть. Локальная сеть подключена к сети Интернет выделенным каналом со скоростью до 50 Мб/с провайдера ПАО "Ростелеком". Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Общее число компьютеров (в том числе ноутбуков, планшетов) - 140, используемых в учебных целях -24
В школе оборудован 1 компьютерный класс (12 рабочих мест). Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации Netpolice, которая организована на базе центрального узла перераспределения Интернет-трафика в компании ПАО Ростелеком, для контроля посещаемых Пользователями интернет-ресурсов. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.
В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система «ГИС. Образование Югры. Электронный классный журнал». Для работы с информационной системой в каждом учебном кабинете есть рабочее место для учителя. Информационная система обеспечивает управление сферой образования за счет непрерывного информационного сопровождения образовательного процесса, начиная с начальных классов.
Электронный сервис объединяет в едином информационном пространстве учителей, учеников и их родителей, администрации образовательных учреждений, региональные ведомства. Благодаря онлайн-сервисам в электронном виде оказываются государственные и муниципальные услуги, а также повышается вовлеченность родителей в образовательный процесс.
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера
В МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ» общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется.
Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МБОУ "Ульт-Ягунская СОШ" общежитий и интернатов нет
Материально-техническая база «МБОУ «Ульт-Ягунская СОШ» обеспечивает процессы обучения и воспитания обучающихся, так же инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Школа располагает актовым залом, учебными кабинетами и лабораториями. Все учебные классы оборудованы специальной техникой, наглядными пособиями и дидактическими материалами, программными средствами, стационарными и переносными мультимедийными комплексами, театральным реквизитом.
Все обучающиеся, в том числе инвалиды и лица с ОВЗ, имеют доступ к электронной и информационно - образовательной среде, учебным пособиям и литературе на бумажных носителях. Имеется альтернативная версии официального сайта школы в сети «Интернет» для слабовидящих.
Для инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждении организован мобильный компьютерный класс. Мобильный компьютерный класс представляет собой набор ноутбуков, программного обеспечения и комплектующего в тележке-сейфе для возможности превращения любой учебной аудитории в компьютерный класс. Ноутбуки с возможностью включения экранной лупы, экранного диктора и настройки высокой контрастности.
Установлена документ-камера для отображения различной визуальной информации на большом экране. Камера служит для увеличения текста или графической информации для лиц с ослабленным зрением.
Для эффективного проведения воспитательной работы, культурно-массовых мероприятий и занятий по дополнительному образованию в школе имеются актовый зал, два спортивных зала, оборудованные соответствующим инвентарем и техническими средствами.
Мастерские и лаборатории
Кабинеты: физики (63,4 кв. м.) с лаборантской (34,3 кв. м.), химии (64 кв. м.) с лаборантской (31,8 кв. м.), биологии (63,1 кв. м.) с лаборантской (33 кв. м.). Кабинет химии оборудован вытяжным шкафом, в лаборантских кабинетах химии, физики и биологии установлены раковины с подводкой горячей и холодной воды. Классы оборудованы ученической мебелью (двухместные столы, стулья, регулируемые по высоте). Вентиляция в школе приточновытяжная, проветривание помещений осуществляется через фрамуги.
Кабинет информатики (74,7 кв. м.). По периметру оборудовано 13 рабочих мест ученика на базе плоских дискретных экранов и рабочее место учителя. Мебель: специальные столы, стулья, регулируемые по высоте. В центре кабинета для проведения теоретических занятий установлена ученическая мебель. В кабинете имеется мультимедийный проектор, интерактивная доска, принтер, сканер.
Мастерская: столярная и слесарная (общей площадью 140,0 кв. м.), инструментальная комната (15,9кв. м.). Оборудование: 22 слесарных верстаков, 3 универсальных; станки: токарный (4), фрезерный (2), сверлильный (4), фуговально-пильный, токарно-винторезный. Слесарные верстаки оснащены предохранительными сетками. Имеется раковина с подводкой холодной и горячей воды. Установлены шкафы для хранения инструментов.
Кабинет технологии и кулинарии для девочек (общей площадью 100,9 кв. м.). Оборудование: 6 швейных машин с ножным приводом, 8 электрическая швейные машины, оверлок (2), гладильная доска, электрические плиты (2), холодильник (2), шкафы для посуды, 2 раковины с подводкой холодной и горячей воды через смеситель. Для теоретических и практических занятий в кабинете технологии установлена ученическая мебель.
Условия для занятия физкультурой и спортом
В учреждении расположены 2 спортивных зала, один на 1 этаже начальной школы площадью 147,7 м2 и на 2 этаже учебного центра площадью 257,5 м2 так же имеется тренажерный зал площадью 45.2 кв.м. Все помещения оборудованы необходимый оборудованием и инвентарем для занятий физической культурой и спортом. В рекреациях установлены теннисные столы в количестве 2 штук
На территории школы расположены:
- полоса препятствий и уличные спортивные тренажеры: турник, рукоход.
Тренажёры эффективно используются в оздоровительных целях, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами: строгую дозировку нагрузки, направленность тренировки определённых групп мышц. В процессе тренировок детей с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для умственно отсталых детей. Занятия проходят по специально созданной адаптированной программе, направленной на систематическую и комплексную деятельность по укреплению здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, привлечению их к здоровому образу жизни, выработке привычки к правильному проведению досуга. Занятия проходят по расписанию для учащихся имеющих разрешение медицинского работника.
Учитель физкультуры при проведении занятий в тренажерном зале решал следующие задачи:
- развитие силы, скоростной и силовой выносливости;
- развитие общей моторики;
- укрепление ослабленных мышц и стимуляция двигательных функций,
- работа над преодолением координационной недостаточности;
- обучение правилам пользования тренажерами;
- обучение гигиеническим навыкам, необходимым при занятиях в тренажерном зале;
- обучение внимательному отношению к своему здоровью, умению контролировать состояние организма в процессе тренировки (подсчет пульса, частоты дыхания), умению дозировать нагрузку.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Виды средств обучения и воспитания
- Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
- Электронные формы учебников (ЭФУ)
- Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
- Тренажеры и спортивное оборудование.
Принципы использования
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
- сотворчество педагога и обучающегося
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Организация досуговой деятельности
Для организации досуга в школе есть всё необходимое - актовый зал на 80 посадочных мест, оборудованный необходимой оргтехникой, современной музыкальной аппаратурой; кабинет музыки; несколько помещений для школьных кружков.
Условия охраны здоровья обучающихся
Доступ к информационным системам
и информационно-коммуникационным сетям
В школе функционирует локальная сеть. Все компьютеры школы соединены в локальную сеть. Локальная сеть подключена к сети Интернет выделенным каналом со скоростью до 50 Мб/с провайдера ПАО "Ростелеком". Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В школе оборудован 1 компьютерный класс (12 рабочих мест). Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ и педагогических работников организован свободный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в течение рабочего (учебного) времени в кабинете информатики.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации Netpolice, которая организована на базе центрального узла перераспределения Интернет-трафика в компании ПАО Ростелеком, для контроля посещаемых Пользователями интернет-ресурсов. Интернет безопасность организуется в школе через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.
Собственные образовательные ресурсы
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В образовательной деятельности школы используются следующие средства обучения, предназначенные в том числе и для использования лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийные (интерактивные доски, мультимедиа –проекторы);
- печатные (учебники, учебные и методические пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные электронные учебники, сетевые образовательные ресурсы, электронные энциклопедии);
- аудиовизуальные (слайды, слайд–фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски;
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- тренажеры и спортивное оборудование.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение обучающегося через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.